Грамотным отношением к финансам может похвастать не каждый взрослый, что уж говорить про подрастающее поколение. К сожалению, в школах, не преподают такой предмет, а в детских садах тем более не объясняют малышам, откуда берутся деньги. Значит, берем инициативу в свои родительские руки. Вместе попытаемся вывести основную формулу «детской экономики» и расписать самые важные параграфы этой темы.
Как только ребенок начинает внятно изъясняться, осознает, что такое магазины и зачем они нужны, стоит постепенно знакомить его с понятием «деньги». Лучше всего на практике, то есть, дать подержать, рассмотреть. Многие полагают, что это не гигиенично, – ведь и монеты, и купюры побывали в руках тысячи людей. Думаю, что в общественных местах антибактериальные салфетки «убьют» любые сомнения и страхи. Дома же не проблема тщательно помыть руки с мылом. Советую соблюдать следующие правила при обращении крохи с деньгами:
В первую «встречу» с деньгами просто и коротко объясните, откуда взялись деньги и зачем они нужны. «Папа уехал на работу зарабатывать денежки. Он получит зарплату, и мы с тобой купим еду, игрушки, книжки». Рефреном повторяйте приблизительный текст «Сегодня у нас с тобой вот столько денежек, мы должны купить молоко, хлеб и…» перед походом за покупками. В 3-4 года любой карапуз склонен к истерикам в магазинах по извечному поводу: «Дай! Купи!». Объяснения отвлекут его и вполне вероятно, что предотвратят капризы. Направьте энергию в мирное русло: если кроха уже знает цифры, пусть сам назовет цены на нужные вам продукты или посчитает, сколько нужно всего купить. Доверьте бутузу оплатить булочку, пакет сока, мелки или воздушные шарики.
В свое время на вопрос «Почему карманные?» родители пояснили мне, что выдают такие средства, на которые я смогу купить только то, что поместится в кармане. Приятные мелочи типа ластика, цветных карандашей или мороженого и жевательной резинки. В наше время от подобных вещиц, как и от разнообразия сладостей, в глазах рябит, поэтому прежде чем вручать ребенку некую сумму, в первую очередь оговорите список нежелательных покупок. Например, зачастую взрослые против приобретения петард или пневматических пистолетов, другие не хотят, чтобы их дети «травились» чипсами и кока-колой. Составьте свой перечень, обязательно обсудите его с юным покупателем. Сделайте упор на самостоятельность: «Ты уже большой, мы тебе доверяем, ты можешь выбирать из вот этого и этого, а вот то-то и то-то опасно, вредно и потому недопустимо».
Стоит закрепить еще такие правила:
В каком возрасте начинать «отчисления»? Это вопрос, конечно, внутрисемейный. Но напомню читателям : пока дошкольник проводит все время под присмотром, у него просто нет ни возможности, ни необходимости совершать покупки самостоятельно. Другое дело, когда ваше чадо пойдет в школу либо уже добирается сам до кружков, тренировок, или гуляет один, словом, имеет долю свободы. Думаю, вводить карманные деньги нужно одновременно с началом такой «автономии». Например, у старшего сына тренировка длилась очень долго, с несколькими перерывами. Тогда он и стал получать деньги на карманные расходы, чтобы иметь возможность попить-перекусить. К тому же, у него появился сотовый, и в случае надобности, ребенок мог сам пополнить баланс. Естественно, все это предварительно обсуждалось, а теория проверялась на практике в присутствии мамы или папы. «Тренинги» в магазинах мы проводим до сих пор.
Еще один тонкий момент в вопросе о карманных деньгах – их воспитательная функция. Уверена, что грамотному отношению к финансам наличие карманных средств так или иначе способствует. А вот использовать их как «кнут» или «пряник» нежелательно. Слишком велика вероятность вложить в маленькую голову неправильную установку: все измеряется деньгами. Не советую также повышать размер «пособия» за хорошие оценки и примерное поведение. Есть масса других вариантов выразить свою гордость за ребенка, признать его достижения и поощрить на дальнейшие.
Как и само понятие денег, азы предпринимательства стоит преподнести ребятишкам еще в дошкольный период. Любая информация усваивается детьми проще, если преподносить ее в игровой форме. Так что пусть вашим лозунгом станет «Развлекая, обучай!».
Для самых маленьких игры такого рода:
Для ребятишек постарше существуют различные игры на подобие «Монополии». Кроме того, бывает очень увлекательно подсчитывать, например, во сколько обошелся ваш семейный ужин.
Младшие школьники, которые уже имеют свои карманные деньги, вполне способны нести ответственность за свои траты. Если ребенок сожалеет о покупке 115-й машинки, которую сам оплатил, посочувствуйте ему, но ни в коем случае не «оплачивайте» ущерб, не давайте «добавки». Пусть учится планировать расходы. Для этого посоветуйте:
Оставляя за ребенком право выбора, все же напоминайте ему, что деньги не растут на деревьях. Но не надо при этом ругать за глупые траты. Будьте снисходительны к маленьким «шопоголикам», и рано или поздно они перерастут период «хочу все и сразу!». Особенно если перед глазами будет положительный пример грамотного обращения с бюджетом.