Чем ближе долгожданный первый звонок, тем чаще родители задаются вопросом: «Все ли мы сделали для подготовки ребенка к школе?». Умение считать, решать логические задачки, читать, несомненно, очень важно. Но как обстоят дела с подготовкой руки к письму?
Пока малыш рисует в три-четыре года неразборчивые каракули, все восхищаются и хвалят его. Но в пять лет от него вдруг начинают требовать красивых, аккуратных палочек и крючочков, да еще и очень маленького размера. Часто при подготовке к школе малыш, будучи не в состоянии прописывать ряды ровных буков, начинает испытывать нежелание вообще заниматься письмом. Ребенок видит свой неуспех и расстроенную маму. Но дело здесь не в его лени или упрямстве. Причины могут быть совершенно различными. Физически (как и умственно) все дети развиваются разными темпами. У всех малышей еще от рождения разный мышечный тонус.
Если вы заметили, что ручка вашего будущего первоклассника еще не готова к письму, не отчаивайтесь, берите инициативу в свои руки. Эта статья поможет читателям комплексно и поэтапно подготовить руку ребенка к письму.
Прежде всего, необходимо заняться укреплением всей мышечной системы ребенка. Вполне очевидно: если слабые мышцы в ручках, то и все остальные мышцы нуждаются в тренировке. Этим и займемся. Самое верное и доступное средство – выполнять ежедневно комплекс упражнений. Чтобы ребенок делал такую зарядку с удовольствием, придумайте каждому упражнению свое название.
К этим упражнениям можете добавить другие, которые тренируют разные группы мышц. Начинайте с нескольких упражнений по 6-8 повторов. Если у ребенка хорошо получается, постепенно увеличивайте нагрузку.
Ежедневно гуляйте с ребенком на спортивной площадке. Пусть ребенок карабкается по лесенкам, болтается на канате, перебирает руками на рукоходе, подтягивается на турнике (с вашей помощью) и так далее. Поощряйте все действия, где нужно работать руками и прилагать силу.
Научите ребенка пользоваться эспандером. Если такового не имеется, пусть малыш сжимает в руке резиновый мячик или игрушку. Можно выжимать воду из мочалки, пока не наберется целая миска воды.
Упражнения для улучшения координации рук.
Кроме укрепления мышц, для успешного освоения ребенком письменности нужно развивать мелкую моторику рук.
Постарайтесь ежедневно уделять 15 минут для занятия с дошкольником такой деятельностью:
Как ребенок может развивать моторику самостоятельно:
Замечательно развивают мелкую моторику пальчиковые игры. Вот пример простых пальчиковых игр, которые детки делают с удовольствием.
Салат:
Мы капусту рубим-рубим (постукиваем по столу ребром ладони),
Мы капусту солим-солим (пальцы «в щепотке», делаем вид, как будто солим что-то),
Мы капусту мнем-мнем (мнем на столе воображаемую капусту),
Мы капусту трем-трем (ладони лежат на столе, двигаем их вперед, назад).
Замочек:
На двери висел замок (пальцы обеих рук нужно сцепить),
Я открыть его не мог (слегка тянем руки в разные стороны).
Мы замочком покрутили (в запястье вращаем руками, не разъединяя пальцев),
Мы замочком повертели (крутим руками в другую сторону).
И открыли (разъединяем пальцы рук, встряхиваем кистями)!
Животные:
К нам на стол забрался слон (постукиваем кулачками о стол),
Начал громко топать он.
И лошадки прибежали (пальцами имитируем ноги бегущей лошадки),
Копытами застучали.
Тихо по земле, шурша (кладем ладони на стол и двигаем ими),
Ползет змейка не спеша.
Грациозны и легки (перебираем пальцами, едва касаясь поверхности стола),
Приползли к нам паучки!
Предлагайте ребенку:
Когда рука немного натренирована, стоит поработать над умением ребенка концентрировать внимание на деталях. Этот навык очень важен при списывании. Ведь ребенок, глядя на рисунок, не привык разделять его на детали.
Предлагаю читателям список заданий, которые помогут вашему дошкольнику ориентироваться на листе.
Если вы ежедневно будете уделять 15-30 минут подготовке к письму руки ребенка (чередуя перечисленные в статье задания и виды деятельности), ваш первоклассник с гордостью покажет вам свои первые прописи.