Многие родители мечтают уложить дитя в кроватку, укрыть одеяльцем и, пожелав «Спокойной ночи!», удалиться из комнаты. Пока малыш сладко спит, родители могли бы расслабиться, посидеть, скажем, в интернете или посмотреть фильм, да мало чем могут заняться усталые родители. Однако, в жизни, к сожалению, очень часто бывает все наоборот. Ребенок всем своим поведением показывает, что хочет спать: трет глазки, капризничает, даже зевает, но, увы, не засыпает. И порой от мамы требуется масса терпения и сил, чтобы убаюкать малыша. Но вот, наконец-то, промучившись час и более, мама вздыхает с облегчением – малыш уснул и можно расслабиться. Да не тут-то было! Через полчаса или минут сорок слышен недовольный рев, и процесс укладывания повторяется заново. Мало того, пробуждение и переход к бодрствованию тоже частенько сопровождается капризами и истериками.
Почему же это происходит и можно ли как-то этому помочь? Этим вопросом я серьезно озадачилась, когда моя шестимесячная дочка Даша просто перестала спать. Точнее сказать, она спала только у меня на руках, но стоило переложить ее в кроватку, она моментально просыпалась и начинала истошно реветь. И даже ночью Даша просыпалась по 6 или 8 раз. Походы к врачам ничего не дали. Ребенок был абсолютно здоров. Но вопрос сна измучил нас обеих. Будучи уверенной в том, что дети все-таки должны спать, я перелопатила кучу информации, перепробовала несколько методик и, наконец, нашла ту, которая много облегчила жизнь мне и научила отдыхать во сне мою дочку. Автором этой методики является Трейси Хогг, написавшая несколько книг о проблемах сна у младенцев. Читать ее книги легко и интересно, а предложенная методика реально работает.
Этой информацией я спешу поделиться с читателями МирСоветов.
У всех людей есть определенные циклы сна. У взрослых полный цикл составляет около 90 минут. У детей от 0 до 3 месяцев – 40-45 минут, от 3 до 6 месяцев – до 60 минут, старше 12 месяцев – 70-80 минут. К 2 годам полный цикл сна ребенка становится таким же, как у взрослого. В течение цикла любой человек сначала погружается в фазу активного, т. е. быстрого, поверхностного сна. Именно в фазе быстрого сна мы видим сны. Она длится приблизительно около 20 минут. Затем наступает фаза глубокого сна, которая в свою очередь подразделяется на засыпание и непосредственно глубокий сон, во время которого происходит восстановление организма. Все мы в течение ночи просыпаемся несколько раз и, если нет никаких раздражающих факторов (например, боль, холод, громкие звуки, яркий свет), вновь засыпаем, и утром часто даже не помним о ночных пробуждениях.
Не все дети изначально умеют расслабиться и уснуть. Для расслабления им нужны укачивания, поглаживания, соска, кормление, «титя» и тому подобное. А мы, родители, частенько сами способствуем формированию и закреплению таких вредных навыков. В результате имеем ребенка, который не способен самостоятельно расслабиться и, устав, будет долго плакать, вместо того, чтобы спокойно уснуть. Так вот, задача родителя в том, чтобы приучить ребенка засыпать самостоятельно и просыпаться тогда, когда он выспится, а не тогда, когда закончится очередная фаза быстрого сна.
Что нам для этого понадобится:
Первое, что предлагается сделать – это наладить режим. Он должен быть таким: сначала сон, потом еда. После еды игра. Только так, а не наоборот. Это очень важно! Если ребенок будет кушать перед сном, то у него вырабатывается неверная ассоциация между кормлением и засыпанием. А это значит, что пробуждаясь, каждый раз во время фазы быстрого сна, ребенок будет ожидать пусть небольшого, но кормления.
Итак, ребенок проснулся, покушал. Бодрый и сытый приступает он к игре. Время, которое малыш проводит бодрствующим, должно быть интересным для него. Соответствующие возрасту физические нагрузки, музыка, занятия с игрушками, прогулка при хорошей погоде. В определенный момент мама начинает замечать признаки усталости. Это может выражаться в снижении активности, ухудшение координации движений, малыш зевает, трет глазки и т. д. Дети всегда отчетливо показывают, что они устали. Здесь важно не упустить правильный момент. Ребенок должен устать, но не переутомиться.
Уложив ребенка в удобную позу, недолго постойте у его кроватки. Можно поглаживать по спинке, произносить звуки типа «чччччч», напевать колыбельную, но не брать на руки. Во время выполнения этих действий избегайте визуального контакта и разговоров с ребенком (некоторым деткам помогает уснуть тихий монотонный звук, например, радио или специально записанная колыбельная).
Выйдите из комнаты. Если ребенок расплакался во время отсутствия мамы, дайте ему поплакать не более 3 минут. Затем следует вернуться в комнату и успокаивать ребенка, поглаживая и произнося «чччччч». Снова выйдите из комнаты и, услышав плач, продержитесь около 3 минут. Возьмите часы и засеките время. Это очень помогает быть более спокойной и осознавать, что вы помогаете своему ребенку. По истечению 3 минут войдите в комнату и повторите вышеописанные действия. Таким образом, можно пытаться укладывать спать ребенка до 45 минут. Если по истечении этого времени малыш так и не уснул, выньте его из кроватки, поиграйте в спокойную игру или выйдите на прогулку, покормите, если подошло время кормления (помните, что между кормлением и сном должен быть хотя бы небольшой временной промежуток). Попробуйте повторить стратегию самостоятельного засыпания снова.
Прислушивайтесь к тону плача и решайте по ситуации, как скоро следует входить в комнату. По возможности надо постепенно увеличивать время отсутствия. Но если детка плачет так сильно, что вы не в силах его успокоить вышеперечисленными способами, тогда возьмите его на руки и успокойте привычным для вас образом. Поносите на руках, убаюкивая малыша. Еще раз обращаю внимание читательниц : не допускайте, чтобы ребенок заснул у вас на руках! Своими действиями вы мягко, но в то же время настойчиво даете понять малышу, что вы всегда рядом, но сейчас время для сна.
Действовать по методике нужно одинаково и во время дневного сна, и вовремя ночного, и во время ночных просыпаний. Конечно, вначале это кажется очень трудным, но с каждым днем будет становиться легче и вам, и малышу.
При выполнении этой методики очень важно соблюдать правила и не поддаваться чувству обманчивой жалости. Это ваша совместная с ребенком работа, направленная, прежде всего, на благо ребенка. И от того, насколько мама уверена в своих действиях, напрямую зависит успех. При правильном поведении малыш не почувствует себя брошенным, но будет ощущать присутствие и поддержку мамы.
Специалисты этих техник дают максимальное время для получения четкого результата до 3 недель. Я заметила выраженный эффект от своих действий уже на третий день. Плач у дочки прекращался быстро. Спустя месяц Даша легко засыпает сама, без каких-либо ухищрений с моей стороны. Ребенок стал более спокоен, и наше с дочкой общение перешло на более качественный уровень.
Вышеописанная стратегия подходит для деток от 3 месяцев и старше.
У младенцев от рождения до 3 месяцев режим, как правило, выстраивается: бодрствование-еда-сон, что соответствует физиологическим потребностям данного возраста. После 3 месяцев режим меняется в связи с изменениями в пищевой системе.
Не стоит вводить в жизнь малыша что-то новое, в том числе и начинать предлагаемый курс, если:
Если одна из описанных ситуаций возникает после начала применения стратегии (например, режутся зубки), следует остановиться и временно вернуться к привычному поведению – укачивание на руках или что-либо другое. Но после устранения проблемы, выждав 2-3 дня, вновь можно приступать к использованию стратегии.
Желаю успеха.