все регионы
Вход в аккаунт
Авторизация через сервисы
Вход в аккаунт используя Email и пароль
Регистрация на сайте
/ Все статьи / Бизнес / Как рассчитать себестоимость продукции

Как рассчитать себестоимость продукции

Как рассчитать себестоимость продукции

Себестоимость произведенной или реализованной продукции является одним из самых важных показателей для анализа эффективности производственной деятельности как предприятия в целом, так и его отдельных структурных подразделений. 

Себестоимостью в классическом понимании называют сумму затрат, которую понесло предприятие для производства (производственная) и реализации (себестоимость реализации) своей продукции. Сумма затрат на производство и реализацию товара называется полной себестоимостью. Себестоимость исчисляется, как на весь выпуск, так и на производство конкретной единицы товара.

Производственная себестоимость включает в себя издержки производственного этапа. В состав таких затрат входят:

  1. Плата за сырье и основные производственные материалы.
  2. Топливно-энергетические затраты.
  3. Заработная плата.
  4. Транспортные расходы (внутреннее перемещение сырья и полуфабрикатов).
  5. Ремонт и содержание основных средств.
  6. Прочие затраты.
  7. Амортизация основных фондов и НМА.

В себестоимость реализации включают затраты, которые несет предприятие на этапе реализации продукции. К таким затратам относятся:

  • плата на упаковку товара;
  • расходы на рекламу;
  • расходы на транспорт (доставка товара покупателю или на дистрибьюторский склад);
  • прочие затраты.

Для анализа себестоимости используют следующие статистические методы:

Метод группировки – заключается в группировки всех затрат по однородным элементам с последующей группировкой в статьи калькуляции (таб. 1).

 

 

Использование группировок затрат позволяет проводить анализ выполнения плановых показателей на среднем и верхнем уровне, ведь бюджетирование затрат на низшем уровне невозможно, особенно в условиях больших предприятий.

Метод средних величин – заключается в исчислении веса затрат в структуре производственной себестоимости. Данный метод позволяет определить удельный вес отдельных затрат (элементов или статей калькуляции) в структуре себестоимости для определения влияния статей на общий результат (таб. 2).

 

 

Графически такую структуру можно изобразить следующим образом (рис.1).

На рис.1 видно, что наибольший удельный вес в структуре общих затрат имеют затраты на сырье и материалы, соответственно, вариативность по этой статье будет иметь большее влияние на вариативность общего результата.

 

 

Графический метод дает возможность наглядно представить анализ себестоимости, динамики ее изменения и изменение структуры в графическом виде. На следующем рисунке мы наглядно продемонстрируем использование нескольких методов анализа себестоимости.

 

 

Благодаря такой диаграмме можно наглядно продемонстрировать динамику изменения себестоимости по периодам и основные причины ее изменения. Графический метод анализа себестоимости наиболее предпочтителен для подготовки информации для топ-менеджмента компании, потому что является наиболее усваиваемым.

Методы калькулирования себестоимости

Двумя основными методами калькулирования себестоимости, которые используются в практике, являются:

  • метод полного поглощения затрат;
  • маржинальный метод (direct costing).

Метод полного поглощения затрат предполагает калькулирование себестоимости каждой единицы продукции с учетом всех затрат. Этот метод применяется в случае, если необходимо проанализировать рентабельность отдельных видов продукции.

Маржинальный метод основан на разделении затрат на две части:

  1. Переменные затраты – величина которых напрямую зависит от объема производства. К данным затратам относятся: затраты на основное сырье и материалы, энергозатраты, транспорт. Переменные затраты калькулируются на единицу каждого вида товара.
  2. Постоянные затраты – величина которых не зависит от объема производства. Сущность этих затрат заключается в том, что предприятие их будет нести, независимо от того, будет ли оно вообще выпускать готовые товары. К таким затратам относятся: заработная плата, затраты на ремонты основных фондов. Эти затраты не относят на себестоимость каждой единицы продукции, а учитывают на весь выпуск. Оправданность такого метода возникает в случае необходимости принятия решения о целесообразности выпуски того или иного вида товара.

При различных подходах к калькулирования затрат, финансовый результат может быть разным.

Рассмотрим ситуацию:

Предприятие выпускает 1000 тонн металлопроката. Переменные затраты на выпуск одной тонны – 60 долларов/тонна, постоянные затраты – 30000 долларов, реализация готовой продукции – 950 тонн. Цена реализованной продукции – 100 долларов/тонна.

 

 

Разница между двумя методами заключается в учете себестоимости остатков. При маржинальном методе увеличение остатков снижает операционную прибыль, а при методе полного поглощения затрат – наоборот, повышает.

В международном учете понятие себестоимости заменено понятием EBITDA cost.

EBITDA cost представляет собой сумму затрат как на производство, так и на реализацию продукции без амортизации.

В таком случае показателем эффективности работы предприятия принимается EBITDA – прибыль до налогообложения без учета амортизации.

EBITDA = Variable contribution – Fixed costs, где:

  1. Variable contribution – маржинальная прибыль, которая рассчитывается как разница между NRP (ценой реализации) и VC (переменными затратами) умноженными на объем реализации.
  2. Fixed costs – постоянные затраты.

Себестоимость произведенного товара может рассчитываться на основании данных о фактических затратах (фактическая себестоимость), так и на основании нормативов затрат, рассчитанных на основании утвержденных норм затрат для каждого элемента (нормативная себестоимость). Нормативная себестоимость часто применяется для процесса ценообразования, для заключения долгосрочных контрактов.

Комментарии
Комментариев нет...
Добавить комментарий
Последние публикации в каталоге статей
Будьте в курсе событий и акций нашего сайта
Статистика
Всего объявлений: 120075
Добавлено сегодня: 11
Добавлено вчера: 4
Всего компаний: 917
Добавлено сегодня: 0
Добавлено вчера: 0
Всего статей: 6744
Добавлено сегодня: 0
Добавлено вчера: 1