Сразу хочу оговориться, что пытаюсь рассмотреть мир книг не с точки зрения продажи, не с точки зрения издателя, редактора или критика, который пытается поведать общественности, почему лучше «идет в массы» тот или иной литературный жанр в конкретный момент времени. Нет. Я пытаюсь рассмотреть мир художественной литературы с точки зрения обывателя.
Наверняка все помнят так называемые «списки литературы на лето», которые учителя в школе задавали нам в конце учебного года, начиная класса эдак с 5-ого или 6-ого. Скажу честно – я эти списки задвигал куда подальше и возвращался к ним не раньше 1 сентября. Почему? Тогда логика была приблизительно такова: лето и так короткое, чтобы его еще тратить на книги, включался также «дух противоречия», к тому же все равно это придется читать, зачем это делать 2 раза – все вместе это вызывало, мягко говоря, антипатию к таким «спискам».
Если бы еще родители тогда заставляли все эти «списки» перечитывать за лето – думаю, это сильно бы оттолкнуло меня от чтения книг, а в худшем случае – так вообще убило бы такое желание.
Родители поступили тогда хитрее, и их маневр я разгадал намного позднее. Меня не заставляли читать ничего из школьной программы, а рекомендовали другие книги: «есть у нас тут «Таинственный остров» Ж.Верна – нам в твоем возрасте нравился…». Я спрашивал, есть ли эта книга у нас, на что получал ответ: «вон книжный шкаф – иди, найди сам». Пока искал – попадался Д.Дефо со своим «Робинзоном Крузо» и многое другое. Так в среднем школьном возрасте, сам того не замечая, я «подсел» на приключенческие романы. Спасибо родителям
А вот с школьной программой дела не шли. С ужасом добрались мы до «Войны и мира»…Честно говоря, я до сих пор не прочитал эту кингу, а тогда…это была просто трагедия. Наш класс поделился на три группы. Первая – мальчики, которые вычитывали только батальные сцены, вторая – девочки, они вычитывали сцены любовные, и третья, самая многочисленная группа, в которую входил и я – все мы купили «Войну и мир» в кратком содержании на десяти маленьких страницах. Так я поступал в школьные времена почти со всеми авторами. Тем сильнее удивился я словам учителя, когда мы проходили «Мастера и Маргариту»: «я каждый год перечитываю эту книгу, и каждый раз нахожу в ней что-то новое».
Сегодня я удивляюсь тому, что тогда этого не понял. Я перечитал эту книгу три раза. Не исключено, что перечитаю еще.
В выпускном классе у нас в школе стало модно читать Пелевина. Кто не прочитал «Чапаев и пустота» или «Жизнь насекомых», тот лох. Другое дело, что обсудить эти книги не получалось, равно как и понять их. Только никто в этом не сознавался. Главное – прочел, а то что ни хрена не понял – дело десятое.
В то же время меня увлекли детективы. Чейз, Агата Кристи. Читал их запоем. И уже тогда сформировалась привычка: если автор понравился – я старался прочесть его целиком. До сих пор удивляюсь, как я осилил всего Дюма (собрание сочинений в пятнадцати томах). Не подумайте, что я все время читал. Нет. Я мог не прикасаться к книге неделями, зато мог все выходные летом (!) проторчать дома на диване и с книгой.
Со временем я сделал для себя несколько открытий. Жанр книги засисит от настроения. Иногда тянет на философию Кастанеды, а иногда хочется, чтобы мозг отдохнул. Для этого у меня есть Перумов. У каждого свое. До некоторых книг надо дорасти: на первом курсе института я схватил Пикуля – и «подавился» на двадцатой странице. Взял его спустя несколько лет – очень понравилось.
Сегодня я захожу в книжный магазин и вижу огромное количество книг. И современных авторов и классику, отечественную литературу и зарубежную. Выбор огромен и глаза разбегаются.
Что касается современной литературы – в большинстве случаев это «трэш». Я это говорю, несмотря на то, что все равно снимаю шляпу перед этими авторами, хотя бы за то, что они написали эти книги, и они увидели свет. Да, перед дашковыми и поляковыми тоже – эти книги находят своего читателя, равно как и находят читателя саги о вампирах Стефании Майер. Я честно прочитал «Сумерки», но другие ее книги читать точно не буду.
Ведь зачем нужна книга? В моем понимании затем, чтобы вызывать эмоции, учить чему-то, развлекать, в конце концов. И очень расстраиваешься, когда прочел книгу, а она оказалась «пустышкой». Ведь сегодня времени на чтение не так много – поэтому старательно выбираешь очередную книгу.
К чему я все это? Люди! Читайте книги! Читайте то, что вам нравится и что вам советуют друзья! И побольше, доктор, побольше
На Перумове действительно мозг отдыхает. Иногда так и хочеться — чтобы там дядька с мечом, там монстр, ва--у, бзик, аааа, ну, такое:) какая там философия, дайте в детство вернуться.
Я лично эти списки на лето вообще не читал. У меня по зарубежной литературе вообще тройка была... хотя я зарубежную литературу знал лучше учительницы. Как сейчас помню: летний день, урок, сижу у окна за последней партой и читаю Таню Гроттер :) спрашивают — отвечаю по делу и читаю себе дальше.
Даже улыбнуло, вспомнив, как перед уроком за час «прочитала» пару томиков «Войны и мира». И к сожалению, тоже больше никогда к ней не вернулась...
Спасибо вашим мудрым родителям, мои тоже приблизительно из той же оперы. Как-то ненавязчиво приучили к чтению. А может, это и само по себе так вышло... Не знаю.
Очень хочется, чтобы нынешнее поколение тоже полюбило книгу в её первозданном образе)
При этом двенадцатитомник Чехова запросто прочитала за лето в 10 лет, а «Мастера и Маргариту» — в 12. А вот когда насильно заставляют — ничего не читается.
Стараюсь тоже хитрить, чтобы сына к чтению приучить: покупаю красочные, на редкость привлекательные книжки, а ему и интересно))) Читает сидит))) Главное — интересности по возрасту подсовывать, чтоб из ритма не выбивался :-)