Если вы стоите перед выбором детского сада или группы развивающих занятий для своего малыша, хочу обратить ваше внимание на педагогическую систему Монтессори. Помимо детских садов, практикующих систему Монтессори, очень часто можно встретить группы Монтессори, организованные в обычных детских садах или существующие самостоятельно, и даже Монтессори-классы для младших школьников. Разобравшись с основными принципами этой педагогической системы, взвесив все за и против, можно принять вполне осознанное решение: стоит ли вашему сыну или дочурке посещать Монтессори-группу.
Автор этой педагогической методики, Мария Монтессори, стала первой женщиной в Италии, получившей диплом врача. Однако, более века тому назад, общественные взгляды в Италии были не столь демократичны как теперь, и присутствие женщины в клинике считалось попросту неуместным. Из-за этого досадного предрассудка сегодняшняя гордость итальянцев – Мария Монтессори, долго не могла найти работу по специальности. Но будучи личностью по настоящему целеустремленной Мария все же добилась места врача в клинике для душевнобольных детей. То, что увидела Мария в клинике, поразило ее до глубины души, дети с серьезными отклонениями в развитии, лишенные родительского тепла, зачастую голодные не теряли интерес к игре. Молодая женщина-врач с энтузиазмом занялась исследованием психологии и психиатрии, а в итоге пришла к новаторству в педагогике. Мария Монтессори разработала специальные упражнения для своих подопечных и много занималась с ними. Результатом этих занятий стал экзамен по письму и орфографии, где ее умственно отсталые выпускники показали те же результаты, что и их здоровые сверстники. Опыт работы в этой клинике помог Марии понять особенности развития детской психики и позже стал основой для ее педагогических открытий, и, в конце концов, оформился в целостную методику.
Сегодня Монтессори-педагогика включает в себя изрядную коллекцию упражнений. Производство специальных материалов для этих упражнений стало выгодным бизнесом. Педагоги проходят подготовку на специализированных курсах.
Монтессори-педагогика предполагает научить ребенка мыслить самостоятельно, не бояться принимать решения, нести ответственность за эти решения, воспитать свободного и независимого человека. Добиться этого можно следуя нескольким педагогическим принципам:
Если вы зайдете в Монтессори-группу, то увидите уютную комнату, разделенную на несколько тематических зон. В каждой зоне сгруппированы дидактические материала, призванные развивать определенные способности: математические, языковые, сенсорные, тренирующие навыки самообслуживания и практической жизни в быту, помогающие ребенку осознать свое место в мире. Зоны так и называются: математическая, языковая, сенсорная, космическая, зона двигательной активности. Дети сами выбирают зону, упражнения, материалы для работы. Дело в том, что сама Мария Монтессори сознательно избегает слово «игра» и заменяет его словом «работа», то есть деятельность, имеющая серьезную цель. Например, зона практической жизни включают в себя модели основной деятельности в быту, которую выполняет каждый взрослый человек: пришивание пуговиц, завязывание, шнуровка, сервировка стола, мытье рук, одевание и так далее. Для упражнений предусмотрены материалы, позволяющие всерьез изучить дела взрослых. В сенсорной зоне ребенку предложены материала различные по цвету консистенции, размеру, форме. Здесь можно работать с сыпучими материалами, водой, глиной – все это так обожают малыши.
Все предметы сделаны из природных материалов, привлекательные, сгруппированные по размеру и цвету. Материалы для упражнений отражают реальную жизнь и национальную культуру. Не удивляйтесь, если вы обнаружите, что предметы и материалы достаточно хрупкие. Имея дело с хрупким материалом, ребенок скорее научится аккуратности.
Некоторые мамы, посещающие группу Монтессори недавно, бывают удивлены тем, что воспитатель «ничего не делает» и «просто сидит». Между тем такая позиция воспитателя предусмотрена методикой. Воспитатель не должен вмешиваться в деятельность ребенка или оценивать ее, допускаются лишь небольшие презентации, объясняющие суть упражнений. Ребенок в группе необязательно всегда должен быть чем-то занят. Он имеет полное право просто наблюдать за другими детьми.
Обычно в Центры Монтессори приглашаются детки, начиная с года. Хотя методика в целом предусматривает занятия с детьми с самого рождения, но в самом нежном возрасте осуществлять такие занятия лучше родителям. Годовалый малыш уже может с интересом изучать Монтессори-материалы. Группа формируется из детей разного возраста от 1 года до 6 лет. Следующая возрастная группа – это 7-12 лет. Разновозрастный состав группы – это тоже один из принципов Монтессори-педагогики.
Ключевым понятием в методике Монтессори признается свобода. Но для того, чтобы воспитать свободного человека, нужно научить его уважать свободу других. Поэтому в Монтессори-группе действуют вполне четкие правила:
Обычно дети быстро усваивают такой порядок, ведь он обязателен для всех.
Собираясь на занятия в Монтессори-группу, оденьте ребенка так, чтобы не переживать из-за испачканной или промокшей одежды. При выборе упражнений с песком, глиной или водой, маленькие аварии неизбежны.
Если ваш малыш только учится пользоваться горшком, то лучше во время занятий надеть подгузник, так как в процессе занятий ребенок может забыть попроситься.
На время занятий в группе присутствующих взрослых простят отключать сотовые телефоны.
Говоря о бесспорных плюсах педагогической системы Монтессори, нельзя не упомянуть о некоторых минусах.
Первое, что бросается в глаза: это отсутствие ролевой игры. Она просто не предусмотрена данной методикой. То есть такие любимые детишками игры как «дочки – матери», «больница» и тому подобные сюжетно-ролевые игры не приветствовались Монтессори. По ее мнению любой уход ребенка в выдуманный мир, есть уход от реальности и желание уйти от проблем.
Неоднозначно обстоит дело с чтением. В языковой зоне созданы все условия, чтобы быстро и легко научиться складывать буквы в слова, пополнить свой словарный запас, понять правила орфографии. Но полюбить книгу и осознать чтение художественной литературы как интеллектуально-духовную потребность ребенка в Монтессори-группе не научат.
Вообще методика Монтессори больше направлена на развитие логики, познавательной деятельности, но почти не затрагивает развитие творческих способностей.
Такая, на первый взгляд, безупречная система воспитания, тем не менее, подходит далеко не каждому ребенку. Если у вас гиперактивный малыш, ему может быть слишком сложно соблюдать правила поведения в группе. Аутичный ребенок в группе может замкнуться в себе еще больше. Однако многим детям с проблемами зрения, слуха, речевого развития, занятия в группах Монтессори принесли много пользы.
Если вы заинтересовались методикой Монтессори, позволю себе дать несколько советов.
Прочитайте самостоятельно несколько книг Марии Монтессори и ответьте себе на вопрос: «Полезно ли именно вашему ребенку посещение Монтессори-группы?».
Не ожидайте результата сразу же после первого занятия, адаптация ребенка может длиться от 1 недели до 2 месяцев.
Узнайте как можно подробнее о конкретном Центре или детском саде Монтессори, в который вы планируете отдать свое чадо. Пообщайтесь на эту тему с другими родителями и педагогами.