все регионы
Вход в аккаунт
Авторизация через сервисы
Вход в аккаунт используя Email и пароль
Регистрация на сайте
/ Все статьи / Учеба / Нарушения развития речи у детей

Нарушения развития речи у детей

Нарушения развития речи у детей

Как формируется детская речь? Что делать, если в речи ребенка наблюдаются дефекты или ребенок не заговорил вовремя? Как подобрать специалиста для исправления недостатков речи и когда правильнее всего обратиться за помощью? На эти и другие вопросы мы и попробуем ответить. Ведь чем раньше мы заметим проблемы в развитии ребенка, тем быстрее начинаем с ними работать и тем больше шансов на их успешное преодоление.

Этапы развития речи у детей

Нарушения развития речиДавайте рассмотрим, как возникает и развивается речь у детей.
Подготовительный или доречевой этап:
2-4 месяцы. Уже в 2 или в 2,5 месяца младенец обычно бурно реагирует на звук голоса мамы или папы. Особенно его привлекают глаза и губы говорящего, интонация голоса. В этом нежном возрасте отчетливо проявляется способность ребенка к диалогу. Прислушиваясь к звуку голоса малыш, ненадолго замолкает, а при возникшей паузе оживленно гулит, то есть родители могут слышать умилительное «Агуу». Если трехмесячный малыш безучастен к обращениям матери или близкого человека, нет характерного гуления, нет мимических знаков, если заметив это, вы не обнаруживаете ощутимого прогресса в течение нескольких последующих месяцев – посоветуйтесь со специалистом.
5-8 месяцы. К пятому месяцу жизни гуление обычно сменяется лепетом. Малыши этого возраста уже способны произносить некоторые слоги: тя-тя-тя, айяа-айяа. В 7-8 месяцев малыши пытаются имитировать интонацию взрослых. Речь взрослого, обращенная к ребенку, вызывает живой интерес. Ребенок уже может понять простейшие просьбы, такие как: «Дай мячик!», «Покажи, где мама?», и жесты, например, «Пока-пока». Имейте в виду, что понимает ребенок все это в привычной для него обстановке. Следует внимательно отнестись к ситуации, когда ребенок постепенно перестает лопотать и совершенно не реагирует на речь и мимику взрослых. Причиной этому может быть нарушение слуха или сенсорная алалия, очень редко встречается такое психическое расстройство, как детский аутизм.
12-14 месяцы. Когда малышу исполняется годик, все родители с волнением ждут первых слов малыша. Обычно первые слова появляются к десятому месяцу, у некоторых детей позже. Насторожиться следует, если после 1 года 3 месяцев ребенок так и не произнес ни одного, хотя бы нечленораздельного слова. Однако не спешите отчаиваться, если это так, повнимательнее понаблюдайте за малышом. Понимает ли ребенок вашу речь, пытается ли наладить контакт с помощью мимики, жестов? Если ответ положительный, то прогноз благоприятен. Возможно, причиной отсутствия первых слов стало замедленное созревание речевых центров головного мозга. Если у вас возникают сомнения, лучше проконсультироваться со специалистом.
1,5-3 года. Период самого активного развития речи. Ребенок учится связно выражать свои мысли понимать речь окружающих, правильно строить фразы, отчетливей произносить звуки. На 2-4 году жизни ребенок понимает речь еще не полно, а фрагментарно. Много информации получают дети из интонации, мимики взрослого. Например, если малышу 2,5 лет сказать «Поставь на место обувь!», ребенок, скорее всего, поймет, что нужно поставить на полочку ботинки, хотя значение слова обувь он может еще не понимать. Иногда возникают сложности с пониманием книжного текста, который взрослый читает вслух. Поэтому при чтении книги ребенку обязательно проверьте, понимает ли он то, что вы ему читаете. Помогайте ребенку, комментируя прочитанное, или пересказывайте текст книги своими словами.
От 3 до 6 лет речь детей постепенно приближается к нормальной речи взрослых. В этот период в детской речи мы иногда слышим очень своеобразные обороты, вызывающие у нас улыбку. Множество таких примеров собрал Корней Чуковский в книге «От двух до пяти»:
…Жили-были царь и царица, а у них был маленький цареныш.
Я намакаронился.
Юбка – это когда две ноги в одну штанину.
Наше радио очень оручее.
Не спешите заставлять ребенка пользоваться литературным языком. В свое время он сам придет к этому.

Освоение письменной речи

Нарушения развития речиОсвоение чтения и письма начинается примерно с 6-7 лет. Это очень важный и сложный этап в развитии речи. До этого дети имели дело только со смысловой речью. Речь для них была представлена в основном живым диалогом. Начав осваивать чтение и письмо, ребенку предстоит:

  • понять сложную систему букв;
  • научиться делить слова на слоги и звуки;
  • понимать смысл прочитанного.

Бывает, что родители стараются, как можно раньше научить ребенка чтению. Если не учитывать психологическую готовность ребенка, то ребенок, возможно, и научится технически складывать слоги в слова, но полноценного понимания прочитанного не будет.

Причины нарушений развития речи у детей

Специалисты выделяют 3 основные причины:

  1. Наследственные аномалии. Имеют место похожие случаи недоразвития речи у родственников.
  2. Осложнения периода беременности и родов.
  3. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни. Речь идет о тяжелых заболеваниях дыхательных путей, травмах головы, психических травмах.

Логопед или логопатолог?

Нарушения развития речиМногие родители, заметив у своего ребенка проблемы с речью, обращаются к логопеду. Однако, в некоторых случаях следует обращаться за консультацией к логопатологу. В чем же различия этих специалистов?
Логопед – это педагог, в задачу которого входит исправление недостатков устной и письменной речи.
Логопатолог – это врач, объединяющий специальности психоневролога, нейропсихолога и лингвиста. Логопатолог всесторонне оценивает развитие ребенка. Логопатолог выяснит достаточно ли развито образное мышление, его умение ориентироваться в пространстве, логическое мышление, насколько разнообразны игры ребенка, словарный запас, правильность произношения звуков. Все это нужно для того, чтобы выяснить причины нарушений в развитии речи ребенка и разработать лечебно-восстановительные меры или скорректировать программу обучения.

Формы нарушения речи у детей

Нарушения развития речиНарушения звукопроизношения. Ребенок в должном возрасте не может качественно произносить некоторые звуки родного языка. Чаще всего сложности вызывают звуки Р, Рь, Ч, Щ. При своевременном обращении к логопеду эти недостатки устраняются после 1-3 месяцев занятий.
Дизартрия. Произношение звуков сильно искажено. Иногда про такое отклонение говорят «каша во рту». Причиной является поражение речевых центров головного мозга, отвечающих за движения мышц, участвующих в артикуляции. Исправить ситуацию можно, но для этого нужны годы коррекционной работы. Начать лучше в возрасте 2-3 лет. Если запоздать с обращением к логопеду, то хороший результат получить будет сложнее.
Моторная алалия. Позднее появление фразовой речи (предложений) у детей. Обычно после 3-4 лет. Такие дети произносят первые слова в срок, но затем их речевое развитие как бы останавливается и новые слова не появляются долгое время. При этом ребенок довольно хорошо понимает речь взрослого, развито логическое мышление (хорошо конструирует, лепит, рисует) Трагедия таких деток в том, что они, понимая речь, не могут поделиться своими чувствами и мыслями с окружающими. Причинами моторной алалии чаще всего бывают органические повреждения в речевых центрах головного мозга при беременности или родах. Большую помощь таким деткам могут оказать сами родители, если будут много и интересно общаться с ребенком.
Сенсорная алалия. Представляет собой нарушенную связь между словом и смыслом. Ребенок с такой патологией слышит речь, но она для него лишь бессмысленный шум. Если такой ребенок не получает коррекционной помощи, он становится похож на глухонемого. Но если коррекционная работа начата вовремя, ситуация далеко не безнадежна, хотя и потребует многолетней работы.
Ринолалия. Врожденная аномалия зубочелюстного аппарата (так называемая «заячья губа») Раннее оперативное вмешательство, которое проводится в несколько этапов – это главное средство помощи таким детям. Занятия с логопедом начинают после окончания хирургического лечения. Вовремя оказанная помощь позволяет полностью ликвидировать недостатки речи.
Дислексия. Ребенок, страдающий дислексией, долго не может понять связь между звуком и буквой. Вследствие этого не умеет сливать буквы в слоги. Путает буквы. При чтении пытается не читать, а угадывать. Из-за этого очень низкая скорость чтения. Иногда родители, желая помочь ребенку, заставляют его читать больше, чем усугубляют ситуацию. Такие дети сами очень страдают от своей неспособности к чтению. Все это порождает заниженную самооценку, неуверенность в себе. Правильнее всего в такой ситуации как можно раньше обратиться за логопедической помощью.
Дизграфия и дизорфография. Не торопитесь делать выводы, если ребенок, только начавший процесс обучения письму допускает много ошибок. Это вполне закономерно. Однако если ребенок долгое время не может усвоить навык письма, лучше проконсультироваться со специалистом. Помощь ребенку необходима при дизграфии. Когда ребенок делает постоянные ошибки в написании парных согласных Б-П, Г-К, З-С, букв сходных по начертанию д-б, п-т, л-м. Существует и такое нарушение письменной речи как дизорфография. Ребенок не может усвоить правописание. При этом он может хорошо выучить правило, но не видит орфограмму при письме. Например, мы говорим «гара», а пишем «гора», говорим «творок», а пишем «творог». Дети с дизорфографией не чувствуют ритмическую структуру слова и без помощи логопеда им будет очень трудно.
Дорогие родители, не отчаивайтесь и не переживайте, если у вашего ребенка возникают проблемы с речью. Соблюдайте терпение и тактично указывайте ребенку на его речевые ошибки. Не упрекайте ребенка и вовремя обращайтесь за помощью к грамотным специалистам. И помните, многие недостатки речи могут успешно корректироваться.

Комментарии
Комментариев нет...
Добавить комментарий
Последние публикации в каталоге статей
Будьте в курсе событий и акций нашего сайта
Статистика
Всего объявлений: 118049
Добавлено сегодня: 1
Добавлено вчера: 5
Всего компаний: 920
Добавлено сегодня: 0
Добавлено вчера: 0
Всего статей: 6744
Добавлено сегодня: 0
Добавлено вчера: 0