Индиана Джонс, уцелевший после встречи с советской диверсионной группой, лишается места в университете из-за обвинений в пособничестве коммунистам. В это время он встречает Уильямса, обладающего информацией о старинном друге Джонса – ученом Гарольде Оксли, считавшемся погибшим. Чтобы найти пропавшего друга, доктор Джонс решает заняться этим делом. |
Название: «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» («Indiana Jones and the Kingdom of the Chystal Skull») Из истории вопросаК началу 70-х годов Голливуд находился в глубоком кризисе. Наступление телевидения, приевшиеся зрителю устаревшие жанровые схемы, недостаток молодой крови в киноиндустрии, появление альтернативных видов досуга и пр. сказались на доходах киностудий. Кассовые сборы резко падали, интерес зрителя к походу в кино как к одному из главных развлечений ослабевал. После провала очередного старомодного мюзикла или тяжеловесной исторической драмы казалось – еще немного и большой голливудский стиль начнет отходить в прошлое, оставив место для малобюджетного арт-хауса и независимых киноэкспериментов, а на троне визуальных развлечений воцарится телевидение. В это время в кино приходит целая плеяда молодых режиссеров раз и навсегда изменявших облик не только американского, но и мирового кинематографа и совершивших революцию в жанровом кино.
И вот после почти двадцатилетнего перерыва Индиана Джонс снова в деле – на экраны выходит четвертый фильм приключенческой саги. Первоначально авторы фильма рассматривали несколько других названий для фильма: «Город Богов», «Разрушитель мира», «Затерянный Золотой город» и др. Сюжет1957 год – в США разгар маккартизма и охоты на ведьм. Доктор Джонс, чудом уцелевший после встречи с советской диверсионной группой, лишается своего места в университете из-за безосновательных обвинений в пособничестве коммунистам.ПостановкаПоявление на экранах продолжения легендарного фильма всегда вызывает настороженность, особенно если с момента выхода последней части прошло много лет. Все недавние примеры подобных экзерсисов давали пищу для размышления. «Терминатор-3» (Terminator-3: Rise of the Machines, 2003) вышедший после двенадцатилетнего перерыва и, например, «Крепкий орешек - 4» (Live Free or Die Hard, 2007), также ждавший своей участи дюжину лет, были достаточно зрелищными, но до уровня предшественников не дотягивали и страдали небрежностью по отношению к оригиналу. Последний фильм о похождениях Индианы Джонса появился в 1989 году. На протяжении всех 19 лет, прошедших с этого момента, велись разговоры о съемках продолжения.Харрисон Форд как-то сказал, что если четвертый фильм о приключениях Индианы Джонса не будет снят до 2008 года, он, скорее всего, окончательно откажется от этого проекта. Это заявление заставило Стивена Спилберга вплотную заняться подготовкой к съемкам.Пожалуй, не было ни одного сиквела за последние два десятилетия, вокруг которого было бы столько шума и спекуляций. Подозрений в срыве проекта было много. У Спилберга, по его же словам, начался «серьезный» период, в который он увлекся военной тематикой: «Список Шиндлера» (Schindler’s List, 1993), «Спасти рядового Райана» (Saving Private Ryan, 1998) и множество документальных военных фильмов никак не вязались с легкостью лихого повествования об Индиане Джонсе. Джорджу Лукасу также было не до приключений удалого археолога – он сосредоточился на съемках предыстории своих знаменитых «Звездных войн». А Харрисон Форд в это время медленно старел и потихоньку терял былой звездный статус. По поводу Форда как раз и было больше всего опасений. Но переживания околокиношной общественности насчет способностей постаревшей звезды справиться с ролью, имевшие место задолго до выхода фильма, поутихли. Да, Форд уже не мальчик, но его удали и прыти хватит на многих нынешних звезд помоложе. На стадии подготовки к съемкам Харрисон Форд проводил в спортзале по три часа ежедневно и сидел на специальной высоко-протеиновой диете для того, чтобы набрать нужную физическую форму.И потом, должен сказать, что характерное фордовское обаяние никуда с возрастом не делось. Ну и на всякий случай ему был «выделен» в помощники молодой человек, сопровождающий его по всему фильму. Такие нелепые, но симпатичные увальни-подростки, «закрепленные» за главным персонажем и призванные оттенять его мужество, силу и ум, стали весьма модны в последнее время: нечто похожее мы видели в фильмах «Крепкий орешек-4», «Сокровище нации» - 1, 2 (National Treasure - 1, 2, 2004-2007), «Миссия невыполнима-3» (Mission: Impossible – III, 2006), и даже, извините, «Час апокалипсиса». Исполнитель роли Матта – Шиа ЛаБеф – согласился сниматься даже не ознакомившись со сценарием, настолько сильно было его желание появиться в фильме о знаменитом Индиане Джонсе.Чтобы оправдать появившиеся у доктора Джонса морщины и седины, действие было перенесено из 30-х годов на два десятилетия вперед. Отчасти это даже украсило историю. Первая половина фильма – это настоящий парад во славу кино и стиля 50-х годов. Первое же появление на экране Матта является копией знаменитого кадра из фильма «Дикарь» с Марлоном Брандо – на мотоцикле, в косухе и кожаном картузе он выглядит воплощением 50-х. В одной из сцен доктор Джонс говорит: «У меня плохое предчувствие по этому поводу». В свое время эту фразу произносили многие персонажи Джорджа Лукаса из «Звездных войн»: Оби-Ван Кеноби, Анакин Скайуокер, Люк Скайуокер, принцесса Лея и Хан Соло.Авторы буквально окунули зрителя в атмосферу того волшебного времени – периода беспечности и экономического процветания, зарождения современной поп-культуры и нынешней сексуальной раскрепощенности. Ироничный взгляд Спилберга-Лукаса не упустил ни антикоммунистические манифестации, ни потасовки в кафешках, наполнявшие тогдашнее кино, ни шпиономанию – вражеские агенты в черных костюмах как будто сошли со страниц пятидесятнических комиксов. Имя девушки, ударяющей Матта во время потасовки в баре – Саша Спилберг, это дочь Стивена Спилберга.Досталось и поп мифологии тех времен: есть здесь и секретная база «Зона 51», мелькнувшая в захватывающем прологе фильма, и советская диверсионная группа, промышляющая в глубоком американском тылу, и многое другое. В ангаре, находящемся в Зоне 51, показанном в начале фильма, можно заметить Ковчег из первой части фильма.Но обвинять авторов в махровой антисоветчине не собирается. Во-первых, эта тема подается с максимальной иронией, и над истеричными соотечественниками они насмехаются не меньше, чем над красными диверсантами. И, во-вторых, это, пожалуй, единственная возможность найти адекватного врага в антураже 50-х годов. Было решено снимать в ролях советских солдат русскоязычных актеров для того, чтобы их акцент был правдоподобным.Нацисты канули в лету, но враги из страны советов не демонстрируют большой разницы ни во внешнем виде, ни в стиле поведения. А Кейт Бланшетт в галифе, с прилизанным каре и стэком в руках – самая что ни на есть гауляйтерша, этакая полусумасшедшая фашистская фрау-надсмотрщица из популярных в 70-е годы «нацистских» порно-боевиках о жестоких и разнузданных нравах концлагерей. Первоначально предполагалось сделать врагами доктора Джонса уцелевших после войны экс нацистов. Но Стивен Спилберг заявил, что после «Списка Шиндлера» не может больше рассматривать нацистскую тему в рамках развлекательного жанра.Вот эта идентичность и явилась первым тревожным звонком. Желание авторов показать как можно больше узнаваемых элементов из атрибутики и канонов сериала, конечно, понятно, тем более что времени прошло много, и было бы неплохо напомнить о фирменных «фишках» любимой истории. Но, к сожалению, желание восстановить в памяти зрителя образы «тех самых» злобных нацистов, реинкарнированных в виде советских шпионов, выглядит ни чем иным, как повтором. А появление Марион – давней подруги Джонса, которую мы не видели со времен первой части, является всего лишь данью традиции. Мисс Марион здесь, к сожалению, совершенно нечего делать, она и не делает. А попытки Индианы Джонса и его давней пассии устроить подобие семейного скандальчика с треском проваливаются – неубедительно. Понимая, видимо, что старые «знакомства» доктора не спасут положения, авторы добавляют парочку новых совсем не обязательных персонажей. В итоге фильм выглядит явно перенаселенным: с одной стороны появляется старый персонаж (любимый, но, к сожалению совсем нежданный), а с другой – пара новых героев, с которыми приятно познакомиться, но к которым совсем не хочется привыкать. Предполагалось подключить к съемкам Шона Коннери, который должен был бы сыграть эпизодическую роль отца Индианы Джонса. Коннери отказался. Позже Харрисон Форд в шутку заявил, что он уже настолько старый, что и сам смог бы сыграть роль отца своего персонажа.Что же касается макгафина (термин, введенный в обиход Альфредом Хичкоком, обозначающий некий загадочный объект (или субъект) – либо не существующий, либо обнаруживаемый лишь в конце повествования, являющийся центром сюжета, о котором все говорят и который все разыскивают) – того самого хрустального черепа, можно утверждать – авторы тут явно перемудрили. Вся связанная с ним мифология настолько перегружена деталями, что к концу просто перестаешь прослеживать, каково же назначение данного артефакта, в чем его истинная сила, и на кой он, собственно, понадобился советским «гостям» (помните, ведь в названии фильма фигурирует еще «…и Королевство хрустального черепа»). Как считает , вот из этого небольшого, но раздражающего вороха претензий и произрастает то самое пресловутое, назойливое ощущение того, что фильму «чего-то не хватает». А каковы здесь истинные причины: то ли чрезмерно завышенные ожидания зрителя, заждавшегося давно обещанного сиквела, которые в полной мере не могут быть удовлетворены в принципе, то ли потеря свежести восприятия авторов – срок прошел большой и ритм победительной кассовой «поступи» подрастерялся. Скорее, и одно, и другое, и даже нечто третье: может слишком большой бюджет, может слишком много трюков и т.д. С уверенностью можно утверждать следующее: окажись работа над продолжением в руках кого-либо другого, как это было с тем же «Терминатором-3», могло быть намного хуже. «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» стоит намного выше большинства приключенческих лент последнего времени. Но есть у фильма одна большая проблема – он является продолжением великого кинопроекта, а вернуться на орбиту прежнего величия, спустя много лет, чрезвычайно тяжело. 3,5 балла из 5 – классический пример того, как классное, в целом, кино не воспринимается как однозначный успех не по причине явных недостатков, но в силу невыгодного сравнения его с великими «предшественниками». |