все регионы
Вход в аккаунт
Авторизация через сервисы
Вход в аккаунт используя Email и пароль
Регистрация на сайте
/ Все статьи / Фильмы / Рецензия на фильм Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа

Рецензия на фильм Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа

Рецензия на фильм Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа

Индиана Джонс, уцелевший после встречи с советской диверсионной группой, лишается места в университете из-за обвинений в пособничестве коммунистам. В это время он встречает Уильямса, обладающего информацией о старинном друге Джонса – ученом Гарольде Оксли, считавшемся погибшим. Чтобы найти пропавшего друга, доктор Джонс решает заняться этим делом.

 
Название: «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» («Indiana Jones and the Kingdom of the Chystal Skull»)
Жанр: боевик, приключения
Длительность: 140 мин
Страна: США
Год: 2008
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Харрисон Форд, Кейт Бланшетт, Шайа ЛаБаф, Карен Аллен, Джон Херт, Рэй Уинстон, Джим Бродбент
Автор сценария: Дэвид Коепп, Джордж Лукас, Джефф Натансон
Оператор: Януш Камински
Композитор: Джон Уильямс
Продюсер: Джордж Лукас, Кетлин Кеннеди, Фрэнк Маршалл
Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа

Из истории вопроса

К началу 70-х годов Голливуд находился в глубоком кризисе. Наступление телевидения, приевшиеся зрителю устаревшие жанровые схемы, недостаток молодой крови в киноиндустрии, появление альтернативных видов досуга и пр. сказались на доходах киностудий. Кассовые сборы резко падали, интерес зрителя к походу в кино как к одному из главных развлечений ослабевал. После провала очередного старомодного мюзикла или тяжеловесной исторической драмы казалось – еще немного и большой голливудский стиль начнет отходить в прошлое, оставив место для малобюджетного арт-хауса и независимых киноэкспериментов, а на троне визуальных развлечений воцарится телевидение. В это время в кино приходит целая плеяда молодых режиссеров раз и навсегда изменявших облик не только американского, но и мирового кинематографа и совершивших революцию в жанровом кино.

 

Стивен Спилберг и Джордж Лукас на съёмочной площадке
Умные, интеллигентные, продвинутые, умеющие развлекаться и развлекать – они показали зрителю доселе невиданное зрелище, совершив не только культурную и эстетическую революцию, но и настоящий коммерческий взрыв. Каждый их фильм приносил столько денег сколько в былые времена студии не получали за весь прокатный сезон. Самыми удачливыми, популярными и кассовыми из этой группы были двое друзей и единомышленников Стивен Спилберг и Джордж Лукас. К моменту становления их творческого тандема в 1981 году оба успели стать поистине легендарными личностями, снискав славу и любовь миллионов благодаря своим невероятно зрелищным, новаторским фильмам – «Челюсти» (Jaws, 1975), «Близкие контакты третьего вида» (Close Encounters of the Third Kind, 1977) и, конечно же, «Звездные войны» (Star Wars, 1977 - 1983).
На съёмках фильма Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа
Объединив усилия, они создали то, что стало одним из величайших кинопроектов за всю историю кинематографа – сериал о приключениях американского археолога Индианы Джонса. Трилогия о докторе Джонсе снискала мировую славу и стала поистине культовой, закрепив за своими создателями Спилбергом и Лукасом статус королей жанрового кино, и став одним из крупнейших «камней» в фундаменте их миллиардных состояний. «Похитители затерянного ковчега» (Raiders of the Lost Arc, 1981), «Индиана Джонс и Храм Судьбы» (Indiana Jones and the Temple of Doom, 1984), «Индиана Джонс и Последний Крестовый поход» (Indiana Jones and the Last Crusade, 1989) – в сумме собрали в мировом прокате более 1 миллиарда долларов, 14 раз номинировались и 6 раз получали премию «Оскар». особо подчеркнет важнейший в истории киноиндустрии момент: Спилберг и Лукас не только возродили приключенческий жанр, загнанный к тому времени в формат дешевых телешоу и под обложки бульварных карманных брошюрок, они создали канон, на который с тех пор просто обязаны были равняться все, кто в том или ином виде брался снимать приключения.
Съёмка фильма Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа
Сага об Индиане Джонсе – это не просто качественное зрелище, это поистине новаторское кино, поразившее зрителей своей свежестью и неординарным подходом к материалу. Увлеченные киноманы, знатоки развлекательного кинематографа и поп-культуры в целом Лукас и Спилберг сняли кино в присущей им постмодернистской манере, наполнив фильмы о Джонсе множеством отсылок, цитат и пародий, отдав дань уважения стилю и духу классических приключенческих фильмов, мастерски обыгрывая известные жанровые клише, при этом создали особую ироничную атмосферу пронизывающую все действие, в котором нашлось место и перестрелкам, и поединкам на мечах, и мистическим перевоплощениям и многому другому.
И вот после почти двадцатилетнего перерыва Индиана Джонс снова в деле – на экраны выходит четвертый фильм приключенческой саги.
Первоначально авторы фильма рассматривали несколько других названий для фильма: «Город Богов», «Разрушитель мира», «Затерянный Золотой город» и др.

Сюжет

1957 год – в США разгар маккартизма и охоты на ведьм. Доктор Джонс, чудом уцелевший после встречи с советской диверсионной группой, лишается своего места в университете из-за безосновательных обвинений в пособничестве коммунистам.
Фильм Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа
В это время он встречает некоего Матта Уильямса, обладающего информацией о старинном друге Джонса – ученом Гарольде Оксли, считавшемся погибшим, но на самом деле, преследуемом красными диверсантами из-за уникальной находки – какого-то старинного легендарного артефакта. Чтобы найти пропавшего друга, отомстить советским шпионам и, наконец, повидаться со своей давней любовью, встречу с которой ему пообещал Матт, доктор Джонс решает заняться этим делом.
Индиана Джонс со своим знаменитым хлыстом

Постановка

Появление на экранах продолжения легендарного фильма всегда вызывает настороженность, особенно если с момента выхода последней части прошло много лет. Все недавние примеры подобных экзерсисов давали пищу для размышления. «Терминатор-3» (Terminator-3: Rise of the Machines, 2003) вышедший после двенадцатилетнего перерыва и, например, «Крепкий орешек - 4» (Live Free or Die Hard, 2007), также ждавший своей участи дюжину лет, были достаточно зрелищными, но до уровня предшественников не дотягивали и страдали небрежностью по отношению к оригиналу. Последний фильм о похождениях Индианы Джонса появился в 1989 году. На протяжении всех 19 лет, прошедших с этого момента, велись разговоры о съемках продолжения.
Фильм Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа
Харрисон Форд как-то сказал, что если четвертый фильм о приключениях Индианы Джонса не будет снят до 2008 года, он, скорее всего, окончательно откажется от этого проекта. Это заявление заставило Стивена Спилберга вплотную заняться подготовкой к съемкам.
Пожалуй, не было ни одного сиквела за последние два десятилетия, вокруг которого было бы столько шума и спекуляций. Подозрений в срыве проекта было много. У Спилберга, по его же словам, начался «серьезный» период, в который он увлекся военной тематикой: «Список Шиндлера» (Schindler’s List, 1993), «Спасти рядового Райана» (Saving Private Ryan, 1998) и множество документальных военных фильмов никак не вязались с легкостью лихого повествования об Индиане Джонсе. Джорджу Лукасу также было не до приключений удалого археолога – он сосредоточился на съемках предыстории своих знаменитых «Звездных войн». А Харрисон Форд в это время медленно старел и потихоньку терял былой звездный статус. По поводу Форда как раз и было больше всего опасений. Но переживания околокиношной общественности насчет способностей постаревшей звезды справиться с ролью, имевшие место задолго до выхода фильма, поутихли. Да, Форд уже не мальчик, но его удали и прыти хватит на многих нынешних звезд помоложе.
На стадии подготовки к съемкам Харрисон Форд проводил в спортзале по три часа ежедневно и сидел на специальной высоко-протеиновой диете для того, чтобы набрать нужную физическую форму.
И потом, должен сказать, что характерное фордовское обаяние никуда с возрастом не делось. Ну и на всякий случай ему был «выделен» в помощники молодой человек, сопровождающий его по всему фильму. Такие нелепые, но симпатичные увальни-подростки, «закрепленные» за главным персонажем и призванные оттенять его мужество, силу и ум, стали весьма модны в последнее время: нечто похожее мы видели в фильмах «Крепкий орешек-4», «Сокровище нации» - 1, 2 (National Treasure - 1, 2, 2004-2007), «Миссия невыполнима-3» (Mission: Impossible – III, 2006), и даже, извините, «Час апокалипсиса».
Фильм Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа
Исполнитель роли Матта – Шиа ЛаБеф – согласился сниматься даже не ознакомившись со сценарием, настолько сильно было его желание появиться в фильме о знаменитом Индиане Джонсе.
Чтобы оправдать появившиеся у доктора Джонса морщины и седины, действие было перенесено из 30-х годов на два десятилетия вперед. Отчасти это даже украсило историю. Первая половина фильма – это настоящий парад во славу кино и стиля 50-х годов. Первое же появление на экране Матта является копией знаменитого кадра из фильма «Дикарь» с Марлоном Брандо – на мотоцикле, в косухе и кожаном картузе он выглядит воплощением 50-х.
В одной из сцен доктор Джонс говорит: «У меня плохое предчувствие по этому поводу». В свое время эту фразу произносили многие персонажи Джорджа Лукаса из «Звездных войн»: Оби-Ван Кеноби, Анакин Скайуокер, Люк Скайуокер, принцесса Лея и Хан Соло.
Авторы буквально окунули зрителя в атмосферу того волшебного времени – периода беспечности и экономического процветания, зарождения современной поп-культуры и нынешней сексуальной раскрепощенности. Ироничный взгляд Спилберга-Лукаса не упустил ни антикоммунистические манифестации, ни потасовки в кафешках, наполнявшие тогдашнее кино, ни шпиономанию – вражеские агенты в черных костюмах как будто сошли со страниц пятидесятнических комиксов.
Фильм Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа
Имя девушки, ударяющей Матта во время потасовки в баре – Саша Спилберг, это дочь Стивена Спилберга.
Досталось и поп мифологии тех времен: есть здесь и секретная база «Зона 51», мелькнувшая в захватывающем прологе фильма, и советская диверсионная группа, промышляющая в глубоком американском тылу, и многое другое.
В ангаре, находящемся в Зоне 51, показанном в начале фильма, можно заметить Ковчег из первой части фильма.
Но обвинять авторов в махровой антисоветчине не собирается. Во-первых, эта тема подается с максимальной иронией, и над истеричными соотечественниками они насмехаются не меньше, чем над красными диверсантами. И, во-вторых, это, пожалуй, единственная возможность найти адекватного врага в антураже 50-х годов.
Было решено снимать в ролях советских солдат русскоязычных актеров для того, чтобы их акцент был правдоподобным.
Нацисты канули в лету, но враги из страны советов не демонстрируют большой разницы ни во внешнем виде, ни в стиле поведения. А Кейт Бланшетт в галифе, с прилизанным каре и стэком в руках – самая что ни на есть гауляйтерша, этакая полусумасшедшая фашистская фрау-надсмотрщица из популярных в 70-е годы «нацистских» порно-боевиках о жестоких и разнузданных нравах концлагерей.
Фильм Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа
Первоначально предполагалось сделать врагами доктора Джонса уцелевших после войны экс нацистов. Но Стивен Спилберг заявил, что после «Списка Шиндлера» не может больше рассматривать нацистскую тему в рамках развлекательного жанра.
Вот эта идентичность и явилась первым тревожным звонком. Желание авторов показать как можно больше узнаваемых элементов из атрибутики и канонов сериала, конечно, понятно, тем более что времени прошло много, и было бы неплохо напомнить о фирменных «фишках» любимой истории. Но, к сожалению, желание восстановить в памяти зрителя образы «тех самых» злобных нацистов, реинкарнированных в виде советских шпионов, выглядит ни чем иным, как повтором. А появление Марион – давней подруги Джонса, которую мы не видели со времен первой части, является всего лишь данью традиции. Мисс Марион здесь, к сожалению, совершенно нечего делать, она и не делает. А попытки Индианы Джонса и его давней пассии устроить подобие семейного скандальчика с треском проваливаются – неубедительно. Понимая, видимо, что старые «знакомства» доктора не спасут положения, авторы добавляют парочку новых совсем не обязательных персонажей. В итоге фильм выглядит явно перенаселенным: с одной стороны появляется старый персонаж (любимый, но, к сожалению совсем нежданный), а с другой – пара новых героев, с которыми приятно познакомиться, но к которым совсем не хочется привыкать.
Предполагалось подключить к съемкам Шона Коннери, который должен был бы сыграть эпизодическую роль отца Индианы Джонса. Коннери отказался. Позже Харрисон Форд в шутку заявил, что он уже настолько старый, что и сам смог бы сыграть роль отца своего персонажа.
Что же касается макгафина (термин, введенный в обиход Альфредом Хичкоком, обозначающий некий загадочный объект (или субъект) – либо не существующий, либо обнаруживаемый лишь в конце повествования, являющийся центром сюжета, о котором все говорят и который все разыскивают) – того самого хрустального черепа, можно утверждать – авторы тут явно перемудрили. Вся связанная с ним мифология настолько перегружена деталями, что к концу просто перестаешь прослеживать, каково же назначение данного артефакта, в чем его истинная сила, и на кой он, собственно, понадобился советским «гостям» (помните, ведь в названии фильма фигурирует еще «…и Королевство хрустального черепа»). Как считает , вот из этого небольшого, но раздражающего вороха претензий и произрастает то самое пресловутое, назойливое ощущение того, что фильму «чего-то не хватает». А каковы здесь истинные причины: то ли чрезмерно завышенные ожидания зрителя, заждавшегося давно обещанного сиквела, которые в полной мере не могут быть удовлетворены в принципе, то ли потеря свежести восприятия авторов – срок прошел большой и ритм победительной кассовой «поступи» подрастерялся. Скорее, и одно, и другое, и даже нечто третье: может слишком большой бюджет, может слишком много трюков и т.д. С уверенностью можно утверждать следующее: окажись работа над продолжением в руках кого-либо другого, как это было с тем же «Терминатором-3», могло быть намного хуже.
Фильм Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа

«Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» стоит намного выше большинства приключенческих лент последнего времени. Но есть у фильма одна большая проблема – он является продолжением великого кинопроекта, а вернуться на орбиту прежнего величия, спустя много лет, чрезвычайно тяжело. 3,5 балла из 5 – классический пример того, как классное, в целом, кино не воспринимается как однозначный успех не по причине явных недостатков, но в силу невыгодного сравнения его с великими «предшественниками».
Комментарии
Комментариев нет...
Добавить комментарий
Последние публикации в каталоге статей
Будьте в курсе событий и акций нашего сайта
Статистика
Всего объявлений: 118050
Добавлено сегодня: 2
Добавлено вчера: 5
Всего компаний: 920
Добавлено сегодня: 0
Добавлено вчера: 0
Всего статей: 6744
Добавлено сегодня: 0
Добавлено вчера: 0