Гениальный конструктор оружия Тони Старк, отправившийся в Афганистан для демонстрации новой системы залпового огня, попадает в плен к террористам. Чудом спасшийся и осознавший, что созданное им оружие не всегда служит для защиты родины и демократии, он решает сосредоточиться на новом проекте – создании бронированного боевого костюма. |
Название: «Железный Человек» («Iron Man») Из истории вопроса2000-е по праву можно считать десятилетием кино-комиксов. Такого количества экранизаций и таких бюджетов и сборов не было до этого еще никогда.Комиксы, родившиеся на стыке 19-го и 20-го веков, всегда считались явлением чисто американским, хотя есть самобытные примеры, например, японские комиксы – манга. Индустрия издания комиксов – это серьезный бизнес с огромными оборотами. Крупнейшие издательства, такие, например, как Marvel Comics и DC Comics получают многомиллионные прибыли. Комиксы всегда были в центре внимания кино и телевидения. Условно историю экранизаций можно разделить на четыре этапа. На первом этапе – с 30-40-хх годов по конец 70-х годов комиксы экранизировались в виде телесериалов (в том числе анимационных) и не дорогих кинофильмов, имевших успех, но, тем не менее, балансировавших на грани кино категории «Б». Второй этап связан с выходом на экраны в 1978 году фильма «Супермен» (Superman, 1978) режиссера Ричарда Доннера с Кристофером Ривом в главной роли. По мнению , значение фильма Доннера для жанра заключается в первую очередь в том, что он продемонстрировал – комикс-экранизации могут и должны быть масштабными постановочными блокбастерами способными в качестве одного из главных событий прокатного сезона привлекать массового зрителя. Дорога, открытая «Суперменом» привела к созданию спустя десятилетие «Бэтмена» (Batman, 1989) Тима Бартона. «Бэтмен» ознаменовал собой наступление нового этапа, начиная с которого кино-комиксы уже не могли быть просто масштабными боевиками, снятыми в традиционной манере. Теперь это было кино, пронизанное мрачной иронией и черным юмором, действие которого было погружено в условную среду, экшн-сцены в нем взрывались изощренным эстетизированным насилием, ракурсы были искаженными, а все пространство было заполнено гротескными персонажами. Визуально фильм опирался на анимационную эстетику, что типично для Бартона, который по специальности является режиссером-мультипликатором. С этих пор экранные воплощения комиксов стали представлять собой сумрачные эксцентричные гиньоли (постановки с показом различных злодеяний, преступлений). СюжетГениальный конструктор оружия и не менее гениальный бизнесмен Тони Старк, отправившийся в Афганистан для демонстрации новой системы залпового огня, попадает в плен к террористам.ПостановкаТони Старк – не самый типичный супер-герой. Он не мутант как Халк или Человек-Паук, не инопланетянин вроде Супермена, не потусторонний посланец как Призрачный гонщик, и даже рядом с таким же, как и он, обычным человеком Брюсом Уэйном/Бэтменом Старк выглядит очень заурядно: Уэйн – тренированный детина, способный даже без технических гаджетов физически воздействовать на зарвавшихся хулиганов. Старк не таков. Это большой избалованный ребенок, самодовольный и самовлюбленный яппи (молодой успешный человек), ничего тяжелее золотого «паркера» в руках не державший.Джефф Бриджес, обривший голову наголо для своей роли, заявил, что всегда мечтал о такой прическе.Он легко добивается успеха и успехом этим упивается. Он плейбой и циник. В общем, это человек любящий жизнь, наслаждающийся ею, и проживающий дни и ночи «на всю катушку». Этим Старк отличается от большинства других супер-героев, многие из которых либо беспрестанно рефлексируют, либо маются в поисках чего-то важного в глубинах подсознания и души. И геройская мотивация у него не самая типичная. Нет, справедливости ради должен сказать, что, формально, у Старка благие помыслы: увидел несправедливость – решил ее исправить. Но уж больно прищур у него хитрый – у этого Старка. И потом, даже у самых прилежных «отличников» супер-геройского фронта, таких как, например, Бэтмен или Супермен были конкретные мотивы – вроде мести за убитых в детстве родителей и пр. Да и поведением они самые, что ни на есть образцовые ролевые модели. В случае же со Старком мы имеем дело с полной противоположностью, потому и порыв его ступить на праведный путь борьбы со злом выглядит очередной прихотью «золотого мальчика», желанием поиграть в приключения. Монтажная подборка, иллюстрирующая историю жизни Тони Старка включала в себя реальные кадры из жизни Роберта Дауни мл. и его отца.Но, как известно послушные бойскауты редко танцуют с королевой бала, а вот симпатичные бунтари как раз заполучают обычно всю любовь и симпатию общественности. Так что такой не каноничный герой имел все шансы на успех. Так оно и произошло – зрители пришли в восторг от этого персонажа: образ самодовольного наглеца в дорогом костюме и стильных очках стал одним из самых популярных в этом киносезоне. Стэн Ли, создатель «Железного Человека», снялся в эпизодической роли в фильме. Он всегда делает так в экранизациях своих комиксов.А отношения Старка с его очаровательной секретаршей (Гвинет Пэлтроу) – это особая тема. Взаимоотношения суровых комикс-героев с женщинами всегда складывались не просто, обычно определяясь такими совсем не нужными в амурных делах проявлениями как лузерская стеснительность, гипертрофированное рыцарство, почти собачья преданность, не способность или не желание сделать важный шаг в отношениях и пр., все это приправлялось горами всевозможнейших комплексов, фобий и рефлексий. Режиссер фильма Джон Фавро решил перенести действие фильма в Лос-Анджелес, так как, по его словам, действие слишком многих супер-геройских фильмов происходит на восточном побережье, в частности в Нью-Йорке.С таким «инструментарием» завоевать сердце девушки, скажем прямо – не легко. Супермен вечно прятался под личиной очкарика ботаника-журналиста, Человек-Паук, лишь только надев свое супер-геройское одеяние, позволял себе целовать любимую девушку. Бэтмен и вовсе позиционировался как субъект женщинами либо не интересующийся, либо интересующийся постольку, поскольку они могли вписаться в его вечные рефлексии по поводу воспоминаний об умерших родителях, а с Женщиной-кошкой у него вообще получилось нечто на грани садо-мазохистских игр. Старк и здесь всех оставил позади. Он не просто плейбой, он мачо-плейбой, «расшвыривающий» красавиц-фотомоделей почти как Кинг-Конг в фильме Питера Джексона. Никаких рефлексий, излишнего джентльменства или стеснительности. Роман же с секретаршей – Пеппер Поттс, развивающийся в духе пикировок Джеймса Бонда и Мисс Манипенни – это просто классика латентных любовных отношений: он водит к себе любовниц, при этом извиняется перед Пеппер, она утверждает, что ей все равно, при этом дико его ревнует. И отношения их демонстративно остаются сугубо деловыми. Зритель просто визжит от восторга – настолько убедительно это разыграно. Искра между Робертом Дауни мл. и Гвинет Пэлтроу явно пробежала, и это видно на экране. Гвинет Пэлтроу требовалось около 15 минут для того, что бы добраться до съемочной площадки. Это одна из основных причин, по которой она приняла предложение сниматься в фильме – ей не хотелось надолго расставаться со своими детьми.Что же до сюжетной линии, описывающей борьбу Старка со злоумышленниками и террористами, то она, не являясь самой сильной, слегка задвинута на задний план, оставаясь затененной живописанием ярких деталей характера Старка, его взаимоотношений с Пеппер, попыток создать боевой костюм и остроумными шутками, приправляющими все это действо. Актерский составБольшая часть успеха фильма «Железный человек» – несомненно, заслуга исполнителя главной роли Роберта Дауни мл.Заинтересованность в проекте высказывали Николас Кейдж и Том Круз.Фильм «Железный человек» – отличный пример того, как в рамках тенденции последнего времени, снимая серьезный, драматичный комикс, можно создать по-настоящему убедительное, а местами трогательное и очень остроумное кино. Не обязательно вдаваться в нудные нравоучения, ровно как и оперировать прописными истинами, строить фильм на спецэффектах, а достаточно уже тонкой изящной игры исполнителей главных ролей, привлекающей внимание зрителя не только зрелищностью, но и яркими персонажами. 4 балла из 5 – отличная заявка на создание масштабного сериала. |