То, что в нашей стране называют изысканным термином «шоу-бизнес», таковым по сути своей не является. Причина банальна: придумать и воплотить в жизнь феерическое шоу – тут пожалуйста, на любой вкус и размер. А вот заработать много денег и купить домик на Багамах лишь посредством продвигания музыки в массы, к сожалению, получается лишь у единиц, да и то – тех, которые идут другим путем, нежели большинство обывателей-музыкантов, их знакомых продюсеров, коих развелось на бескрайних просторах СНГ в количестве, стремящемся к бесконечности, и владельцев ассортимента для музыкальных нужд любого ранга, которые мечтают его кому-нибудь спихнуть оптом и в розницу.
Само собой разумеется, что всякие Аллы Пугачевы наряду с Софиями Ротару подобно гранитной скале заполонили вершины музыкального Олимпа. Бесконечная очередь олимпийского резерва томится в ожидании своего часа славы, прокручивая в светлых умах те самые первые фразы, которыми каждый из толпы начнет свое интервью для какого-нибудь глянцевого журнала. Но звездная пыль – это еще не звезда и даже не хвост кометы. Как стать кумиром тусовки меломанов? Секрет простой – снять звезду со лба, натереть ее влажной тряпочкой и спрятать подальше в тумбочку. Ну и, конечно, работать, работать и еще раз работать.
Многие музыканты во всех своих бедах винят организаторов концертов и фестивалей, мол, если колоссального выторга за билеты не случилось, значит, было мало рекламы и пропаганды их бесценного творчества. Мысли о том, что слушатель просто не «хавает» распрекрасной во всех отношениях музыки, вообще не посещают таких умельцев. Диски не покупаются, количество проданных тикетов на сольник («Только один день в нашем городе! Не пропустите!») не превышает десяти, фанаты не льют слезы по поводу невзначай брошенной фразы, но ведь он делает музыку, он – самый-самый, звезда и просто лапочка! Проблема банальна – не оценили, не купили, не продали. Наиболее распостраненные конфликты причины истерик юных и не очень дарований в пику своим продюсерам можно классифицировать по двум направлениям: а) претензии типа «почему на мои концерты пришло так мало людей – только родные и близкие? Где промоушн вселенского масштаба? Почему не мое лицо на бигборде возле МакДональдса?» и б) «Только сто долларов? Наверняка, там еще что-то завалялось, а ты элементарно хочешь меня «кинуть» на бабло!» Невдомек будто, что если за пару лет ты еще не стал всенародным любимцем-миллионером, значит, проблема в тебе, а не слушателе. Пока не поймешь, насильно мил и успешен не будешь.
Безусловно, профессия артиста, как и любая другая, подразумевает заработную плату. Но всегда нужно вникать в состояние платежеспособности общества и не заламывать неземные суммы лишь на основании того, что «такие сейчас цены в Европе».Спустись с небес на землю, и люди к тебе потянутся, если ты чего-то и правда стоишь.
Парадоксально, но факт: болезненным самолюбием в основном страдают представители сильной половины человечества, особенно если они «сами себе планета»: и тексты пишут, и музыку посопливее сочиняют, и тусуются с полубожествами музыкального рынка на закрытых вечеринках, и носят брюки галифе, и кровно заработанные гроши вкладывают в раскрутку себя, любимых, сценарии для клипов сами придумывают да еще и снимают их на свою видеокамеру (вариант для бедных – на мобильный телефон!). Ошибка многих бендов: мнение, что количество изданных дисков прямо пропорционально будущей известности. Окупаемость в данном вопросе равна практически нулю. Возможно, во всем виновато несовершенное законодательство, возможно – привычка качать все из Интернета на халяву. В любом случае убыток понесет тот, кто оплачивал запись звука, его мастеринг на хорошей студии, коробочку для диска и невероятно привлекательную обложку.
Отечественный шоу-бизнес нельзя сравнивать с тем, который существует в Америке и Западной Европе. У них другой менталитет и совершенно другой подход к продаже того, что нельзя потрогать руками. Поэтому довольно наивно полагать, что где-то тут, совсем рядом, репетируют «Роллинг-Стоунз» или «Ю2» местного разлива. Ибо путь великих в болотной трясине не повторить.
А популярность — она скорее руководствуется стадным инстинктом людей. Чем въедливей музыкальная тема, чем более «прохаваный» стиль «звезды», тем большие отары поклонников за ней увяжутся. Но только ж это ненадолго и не по-настоящему.
Интересно, что за границей по-настоящему известными и успешными люди в шоу-бизнесе становятся лет эдак после 40. У нас же предел — 25. Потому что там продается харизма, а у нас — тело и голосовые связки, не сильно пострадавшие от подростковой мутации.
Соображение насчет зарубежной «эстрады» еще комичней от разных Бритни Спирз (впрочем, у нее, Мадонны, той же Бьонсе есть голос, надо отдать должное), Фифтисент и прочего, что является не по-настоящему культурным являением в мире, но очень и очень продаваемым продуктом.
Но да, все дело в том, что у нас все одинаково, но нет вот этих культовых групп и певцов с мировой славой — Пугачевы, Кобзоны, Высоцкие и прочие не сумели выйти на тот уровень, когда на старых хитах можно еще и на пенсии выкачивать денежку.
А вот молодым сейчас вообще сложно пробиться — где угодно. Даже инди-лейблы не могут справиться с поиском талантов, что уж говорить о матерых продюсерах из Беверли-Хиллз, которым главное — отдача денег (а не тех крох, за которые пашут наши с вами отечественные шоу-бизнессмены).