все регионы
Вход в аккаунт
Авторизация через сервисы
Вход в аккаунт используя Email и пароль
Регистрация на сайте
/ Все статьи / Семья / Свобода или ограничения - что лучше для детей?

Свобода или ограничения - что лучше для детей?

Свобода или ограничения - что лучше для детей?

Стоит ли давать своим детям излишне много свободы или, наоборот, стараться влиять на большинство их решений, ограничивая тем самым их свободу? Сложно сказать однозначно, с одной стороны нужно принимать участие в развитие ребенка, с другой -давать возможность какие-то проблемы решать ребенку самостоятельно. Одним словом, необходимо воспитание. Но один родитель под воспитанием понимает одно, а другой... В этой статье я хочу рассмотреть эту проблему с нескольких сторон.

Начну, пожалуй, с категории детей, которые имеют мнимую свободу. Мнимая она потому, что она вроде как есть, но если разобраться, то её на самом деле – нет. Есть ребенок, а есть люди его окружающие – это родители, дедушки, бабушки и так далее. Часто всё это близкое окружение ребенка с ранних лет погружает его в море любви, опеки и трепета. Ребенку позволяется многое, выполняются все его капризы, прихоти и желания. Что же дальше будет с таким маленьким человеком? Во что он вырастет?

Получается интересная ситуация, свобода как бы есть, ведь всё, что ребенок не захочет, всё как бы ему позволяется. При этом имеет место вполне осязаемое желание родителей помочь ребенку во всём, оградить его от всех возможных проблем и неприятностей. Тем самым создаются тепличные условия жизни и развития ребенка, которые отражаются на характере ребенка не самым лучшим образом. С одной стороны, он привыкает получать всё, получать всё самое лучшее всегда и при любых обстоятельствах. С другой стороны, многие его представления о жизни далеки от реальных. Он не знает цену вещам, имеет смутное представление об обязанностях и ответственности за свои поступки, часто не может предвидеть развитие той или иной ситуации. За него все эти проблемы всегда решали родители, ребенок же никогда к этому не допускался, — откуда ж ему знать какая жизнь за пределами своего гнезда? Вот и выходят из таких семей зачастую неприспособленные к жизни папенькины сынки да маменькины дочки.

И нет тут на самом деле никакой свободы, за него всё уже давно решили родители. Каждый раз, помогая в решении тех или иных жизненных проблем, они лишает ребенка права на ошибку, права на приобретение опыта (пускай и негативного), в конце концов, права на свой выбор. Ведь такие дети привыкли, что эти решения принимают за них родители, зачем ломать голову – проще позвонить маме. А если вдруг неожиданно родителей не оказывается рядом, ох и сложно приходится таким детям. Слишком уж поздно они начинают понимать, что не всё так просто и легко, слишком тяжелые, как правило, уроки им преподносит жизнь, ведь это уже не детство, а взрослая жизнь, со всей своей жестокостью и справедливостью.

Для наглядности привести несколько примеров. Один мой знакомый с ранних лет ощутил на себе всю прелесть такой «свободы» и беззаботности. Вот он уже не ребенок, а 30 летний дядя – и дядя этот сейчас живет с родителями, сидит без работы и режется в компьютер. Спиться ему окончательно помешало, наверно, только то, что все его друзья смогли найти свое место в жизни и обзавелись множеством забот, которые не позволят им, как и прежде, прожигать свою жизнь впустую. За него же часто решали все его проблемы родители, они же улаживали все его «косяки» и «залеты». В конечном итоге до них дошло, что всё это делается во вред. Но время уже упущено, человек сформировался, и изменить его уже невозможно.

Или другой похожий пример. Тоже мальчик, ни в чем не знал отказа, окружен был лаской и любовью. В итогесидит сейчас на шее у своих родителей, так и не смог не толком получить высшее образование, ни найти себе хоть какую-нибудь работу. А зачем? Есть крыша над головой, есть компьютер и есть мама, которая всегда накормит и не даст в обиду.

Вот вам и забота, вот вам и свобода… Всего должно быть в меру!
Теперь давайте рассмотрим другую категорию детей и родителей. Когда вроде присутствует и любовь и забота, однако всё это в несколько меньшем количестве. Когда часто и много ребенка нагружают какой-то работой, ответственностью. Когда наряду с играми и шалостями, ему дают представление о понятии нельзя и о неотвратимой ответственности за любой проступок. У таких детей есть список каких-то конкретных обязанностей по дому, не выполнив которые ребенок лишается каких-то радостей. При таком подходе к воспитанию ребенка, родители имеют намного больше шансов вырастить полноценного человека.

Многие спросят – а где же тут свобода? Да вот же она! Когда у ребенка есть понимание того что надо что-то делать, есть представление об обязанностях и ответственности, и есть ощущение того, что ты в силах самостоятельно решить массу задач. Тут и возникает истинный момент свободы. Ведь и родители понимают, что ребенок сам в состоянии решать множество бытовых и не только проблем. А если так, то зачем его лишний раз пытаться контролировать, зачем излишне переживать и беспокоится о том, справится он или нет?
Конечно, никто не говорит, что нужно всё пускать на самотек и абсолютно никак не участвовать в процессе принятии того или иного решения. Участвовать, конечно, надо, но делать это стоит только на ранних этапах и в каких-то ключевых моментах, давая тем самым свободу выбора ребенку, роль родителя сводится только к наблюдению за всем этим процессом, и к коррекции в случае необходимости. Важно стать для ребенка наставником, идеалом, но не универсальным решателем всех возникающих проблем.

Вот в этом и заключается истинная свобода, которую могут и должны предоставлять родители своим детям. Важно приучить ребенка к самостоятельности как можно раньше, и как можно реже брать на себя всю ответственность за его поступки и решения. Тогда только ребенок сможет сам решить, что ему действительно нужно, что ему будет лучше (именно ему, а не вам). Тогда он будет принимать решения, и делать выборы без оглядки на вас, но при этом будет признавать и считаться с вашим мнением.

Я считаю, что одно из самых важных качеств, которому надо научить ребенка, – это уважение к своим родителям. Без этого трудно представить нормальные взаимоотношения между родителями и детьми.

Детей, воспитанных таким образом в нашем обществе думаю большинство, поэтому примеры такого воспитания и его итога, я думаю излишне приводить. Любой самодостаточный человек зачастую является полноценным примером.
Конечно, есть ещё и другие варианты предоставления свободы детям. Например, есть фактически беспризорные дети. Вот это уже проявление излишней свободы, да тут уже дело и не в количестве свободы, а в отсутствии элементарного воспитания. Просто живут родители и живут рядом дети, в лучшем случае первые кормят и одевают вторых. В худшем и этого не бывает. Дети в таком случае предоставлены полностью сами себе, занимаются чем угодно, где угодно и с кем угодно. И никому особенно нет до них дела. И тут уже от того в какую компанию угодят эти дети и зависит во что они в конце концов превратятся. Есть шанс, конечно, вырваться из этого болота и преуспеют в жизни, но чаще ничем хорошим такая свобода не заканчивается. Это другая крайность, в которой свобода, больше похожа на безразличие к детям со стороны взрослых.

Вот, в принципе, и всё что я хотел сказать на тему свободы и детей. Свобода жизненно необходима для гармонического развития ребенка, важна она и для формирования устойчивой личности, максимально независимой и приспособленной к жизни. Однако объем и форма этой свободы должны четко контролироваться родителями. Помните это и умейте правильно её использовать в воспитании ребенка

Комментарии
Всего комментариев: 2
Татьяна | 18.11.2020, 10:54
Свобода, вседозволенность... скорее просто нужно давать ребенку право выбора, начиная с рубашки или кофточки, заканчивая курсами и школами, но, выбрав, будь добр — не отступай от намеченного! И, конечно же, список обязанностей, растущий с возрастом. И понимание, и любовь.

Все мы хорошо знаем теорию, но у всех ли лады на практике?
Сергей | 18.11.2020, 10:56
Право выбора, это одна из важных свобод. Но есть и другие важные права и свободы, которые тоже следует правильно эксплуатировать. Поэтому и решил не заострять внимание на одной из свобод).

По поводу выбора, тоже так думал. Но сейчас мне кажется правильным давать возможность ребенку пробовать всё что бы не захотелось. Просто сегодня ему может нравиться езда на лыжах, а завтра игра в футбол или волейбол. Пусть пробует, пусть ищет себя. Ведь часто именно родители настаивают что бы ребенок чем то продолжал заниматься, хотя никакого желания у него уже нет.

Что касаемо проблем теории и практики, они существуют везде)

Но лучше во время что то узнать, посмотреть на привычные вещи под иным углом и попытаться изменить, то что раньше ускользало от внимания.
Добавить комментарий
Последние публикации в каталоге статей
Будьте в курсе событий и акций нашего сайта
Статистика
Всего объявлений: 120075
Добавлено сегодня: 11
Добавлено вчера: 4
Всего компаний: 917
Добавлено сегодня: 0
Добавлено вчера: 0
Всего статей: 6744
Добавлено сегодня: 0
Добавлено вчера: 1