Наши предки жили в единении с природой. Смена времен года определяла их жизненный уклад. А так как основным видом деятельности было земледелие, то окружающий мир, его изменения и климатические условия и являлись главным фактором, определяющим жизнедеятельность человека.
Крестьянину необходимо было вырастить урожай, заботиться о скоте, устраивать свой быт. Поэтому наблюдения за природой, звездами, солнцем, луной, животным миром вылились в этакий народный календарь, где указано название каждого значимого дня и описано что полагалось в этот день делать. Четкие наблюдения и багаж знаний трансформировались в массу примет, пословиц, поговорок, загадок, песен и обрядов, которые несут важную информацию. В них заложены указания, правила, советы и предостережения для следующих поколений.
«Не примечать – и хлебушка не едать»
«Что посеешь, то и пожнешь»
Крестьяне утром с солнышком вставали, с солнышком ложились и спать. Наблюдения за солнцем также отразились в народном календаре. Важными днями считались поворотные дни солнца — день весеннего равноденствия, день осеннего равноденствия, зимний солнцеворот Спиридон и летний солнцеворот Петр.
«С Петра-поворота солнце на зиму, а лето на жары»,
«Спиридон – поворот. Спиридон – солнцеворот»
От Спиридона солнце на лето, зима на мороз. После Спиридона наблюдали за погодой 12 дней. Считалось, что каждый день покажет погоду одного месяца следующего года: январь будет как 26 декабря, февраль – как 27 декабря, и так до Рождества.
По наблюдениям народа, одно время года определяется по другому, при этом каждый месяц одного полугодия составляет пару месяцу другого полугодия. Летние месяцы соответствуют зимним, а весенние месяцы – осенним.
«Какой день в Миколу зимнего, такой и в Миколу летнего»,
«Каковы Мироны — ветрогоны (21 августа), таков и январь»
«Какая погода после Рождества, такая же будет и после Петрова дня (12 июля)»
Народ умел работать и любил отдыхать, поэтому праздники сменялись буднями, за тяжелой работой непременно следовал отдых. Такой уклад нашел отражение и в народном календаре. Всем работам и праздникам отведено специальное время. С каждым днем связаны приметы – советы, что и как требуется делать.
Например, весна для крестьянина начиналась с Егорьева дня (6 мая). Это первый день выгона скота в поле, на пастбища. Пора пахать и сеять.
Ознаменование лета начиналось с праздника Иваны Купалы (7 июля). До Ивана Купалы основные посадочные работы заканчивались. С этого дня разрешалось купаться в реках, озерах, водоемах. На заре дня Ивана Купалы необходимо было выкупаться, такому купанию приписывается целебная сила.
Лето заканчивалось Ильиным днем (2 августа), когда купаться было уже нельзя. Пора убирать урожай.
Спас – ознаменование начала уборки урожая. После первого Спаса (14 августа) начиналась активная уборка зерновых с полей, срок посева озимых. Второй Спас – яблочный и медовый, а третий — ореховый.
«Егорий весну начинает, Илья лето кончает» «С Ильина дня воды стынут».
Осень длилась до Покрова (14 октября), до первого снега. Поэтому все работы по подготовке к зиме должны быть закончены. Начинались Покровские ярмарки.
«На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима»
Кузьминки (14 ноября) – встреча зимы. Кузьма и Демьян – покровители кузнечного искусства и женского рукоделия. Женщины садятся прясть пряжу. Начало девичьих посиделок.
И до наших дней дошло множество народных примет, наблюдений и суеверий. Несмотря на научные достижения, иной раз и сейчас народ больше доверяет именно им. Возможно, если следовать правилам народного календаря и его приметам – в доме и хозяйстве будет мир и лад.